четверг, 2 февраля 2012 г.

Книга "Айн Рэнд. Добродетель Эгоизма" [1964]

Это сборник небольших размышлений посвященный понятию эгоизма. Автор немного изменила терминологию, придав устоявшимся понятиям новые значения. Поэтому гордость, справедливость, честность и эгоизм приобретают дополнительные свойства. Например с сочетании с ценностью, моралью, добросовестностью, неделимым целым и далее в таком направлении.
Для своего времени ее книга было в чем-то необычна и позволила без создания новой терминологии придать старым словам новый смысл и новую точку зрения. Суть всей её книги сводится к некоторым принципам мышления и поведения: "Человек не может жертвовать своими убеждениями ради чужих желаний" и "Никто не может прожить за вас вашу жизнь". Весь остальной материал раскрывает эти понятия и в частности касается лучшей на ее взгляд модели управления - капитализме.
Каждый человек - это уже сама по себе ценность. Но он должен создать себя и свою душу так же как например создают производство. Стремится выполнить все желания души, так как она стремится к совершенству. Только от наших моральных критериев зависит, что мы посчитаем добром, а что злом.Счастье это радость полного использования мощи разума. Поэтому единственная моральная заповедь для человека - он должен мыслить и жить своей головой и полной жизнью.
Чужие идем, заповеди, способы мышления и интерпретации позволяют посмотреть на объект "А" и назвать его "А" и только наш разум способен понять что "А" есть "А" и не иначе. В отличие от животных человек сам выбирает свое поведение из большого числа альтернатив. И большая часть его желаний, мечты и мотивы навязана другими людьми и их мотивами. А исполняя чужие желания редко человек может сказать про себя, что он счастлив. Но при этом один из постулатов звучит так: "Каждый имеет право стремится к счастью, но не о праве на счастье. Т.е перефразируя получается что каждый человек имеет право на самовыражение, но это не означает что другие должны предоставить ему для этого трибуну.
Айн Рэнд в большей степени философов, поэтому многие из ее идей очень сложно гарнируются с другими науками и моделями поведения людей. Какие-то высказывания не проработаны с исторической точки зрения. Не учтены циклы индустриализации и урбанистическое влияние. Но какая-то часть касающегося внутреннего эгоизма и создания себя как единого морального целого на мой взгляд верна. Главное не поклонятся чужим идеалам и не создавать иллюзия деяния, а производить ощущаемые реальные ценности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий