среда, 12 июня 2013 г.

Книга "С.И.Поварнин. Как читать книги." [1924]

Сейчас век в первую очередь визуального восприятия. Поэтому процесс чтения книг во многом отходит на второй план. Легче посмотреть небольшую красивую картинку отвечающую нужной ситуации или вопросу. При этом чтение воспринимается как само-собой разумеющееся. Тот навык, который привит с детства. Кажется, что это понятно и в меньшей степени задумываешься о том, как правильно читать книги.
Данная книга Сергея Иннокентьевича предоставляет очень ценный инструмент не только для способа чтения и понимания. Она в первую очередь учит правильно, самостоятельно думать и разбираться в прочитанном. Главы книги устроены таким образом, что последовательно готовят читателя к работе с любым печатным материалом. Особенно сейчас, когда обилие информации настолько большое, что запутаться в причинно-следственных связях очень просто. Можно сказать, что Сергей Иннокентьевич сделал брошюру чтение которой рекомендуется каждому, кто работает с информацией. Мне ближе называть это книгой т.к по форме исполнения, краткости и важности представленной информации данное издание позволяет не только использовать метод, но и неоднократно возвращаться к прочитанному. 

перед нами 55 глав:
1. Безыскусственное чтение
2. Вредное чтение
3. Чтение есть искусство
4. Основные правила чтения
5. Цели чтения
6. Цели чтения и книга
7. Способы чтения
8. Идеал чтения
9. Главные задачи образования
10. Две основные цели
11. Какая из этих целей важнее ?
12. Чем больше всего отличается образованный от необразованного
13. В чем основная задача самообразования
14. В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной?
15. О навыках при чтении и о проработке книг
16. Необходимые условия для правильного чтения:
17. Мышление и воображение
18. Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость
19. Лень мышления и воображения
20. Дурные привычки
21. Привычка бросать книгу, не дочитав до конца
22. Общие указания о том, что читать для самообразования
23. О чтении основных книг (с проработкой)
24. Вдохновляющие книги
25. Чтение произведений искусства
26. Роль воображения
27. Перечитывание
28. Чтение критики
29. Предварительное ознакомление с книгою
30. Обзор содержания книги
31. Предисловие и введение
32. Оглавление
33. Заключение книги
34. Просмотр книги
35. Главные задачи проработки книги
36. Понимание книги
37. "Отработка" содержания книги
38. Продумывание книги
39. Оценка и критика книги
40. Процесс чтения
41. Усвоение параграфа
42. "Охватывание" книги
43. Основное содержание книги
44. Чтение с проработкой
45. Чтение книг противоположного содержания
46. Коллективное чтение
47. Перечитывание важнейших книг
48. Вспомогательные средства чтения
49. Подчеркивание и отчеркивание
50. Выписки и выдержки
51. Увлечение карточками
52. Конспект
53. Свободный конспект
54. Журнал чтения
55. Указатель по вопросу
Заповеди читателя

В книге делается акцент на обязательном анализе списка содержания. Он помогает определить материал с которым следует работать. Последовательность позволяет не упустить важные детали. Объяснения выстроены в логические цепочки. Даже если читатель выбирает развлекательные книги или журналы и "проглатывает" материал - этот способ описан и имеет место и свою структуру. Для меня чтение является важной частью жизни и в этой книги я удивлялся находя главы, описание процессов которые я никогда не слышал (это касается как подходов так и чтения противоположного содержания). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий