среда, 11 марта 2015 г.

Книга "Ричард Мэтисон. Я - Легенда" [1954]

В настоящее время сценаристы очень активно используют образы зомби и различные трансформации с концом света. В тот момент, когда жанр только формировался автор романа Ричард Мэтисон останавливается на двух аспектах: процессы, происходящие внутри человека и в обществе.


Во время вирусной эпидемии наш герой Роберт Нэвилль обладает иммунитетом, который позволяет ему выжить. Оставив в памяти дни, когда его семья ещё была жива, он совершая ежедневные вылазки, постоянно возвращается к своим воспоминаниям. Жизнь делится на день и ночь. Днём Роберт разъезжает по пустынному городу и убивает мутантов. Ночью забирается в свой дом и напиваясь, до потери памяти, разговаривает сам с собой. У него нет цели, надежды и выхода из положения. Остаётся мирно доживать отпущенное ему время – такова его судьба. Каждый вечер депрессия и алкоголь ломают его отношение к заботе над самим собой и своим убежищем.

Способ ухода от призраков прошлого через алкоголь привело к тому, что однажды он несколько дней пролежал в горячке, после которого понял, что умереть быстро не получиться, а лежать как свинья в беспамятстве он ещё не научился. Роберт попробовал пойти другим путём и стал изучать причину болезни. Читал книги, проводил исследования. Невозможность охватить всё целиком приводило его ещё к большему расстройству. Зато теперь он был поглощён делом и в одну из бессонных ночей нашёл причину вируса. Вопрос был в том, что до изготовления лекарства было ещё далеко. Поэтому он пережил новый приступ отчаяния.

Именно в такой день перед его домой появился бродячий пёс. Единственное живое существо, такое же, как и сам Роберт. Главной целью нашего героя было поймать и приучить пса. Он потратил на это множество времени, и попытка увенчалась успехом. Трагично, что пёс к тому моменту оказался инфицированным и через шесть дней после поимки собаки не стало. 

Это был третий и существенный надлом нашего героя. Автор романа Ричард Мэтисон очень внимательно и целенаправленно останавливается на всех процессах, которые происходят с главным героем. Он очень последовательно проясняет переходы между внутренними процессами. Поэтому для романа композиционно история с псом - это важный эмоциональный этап, после которого в романе чётко исчезает все внутренние переживания главного героя. Когда первый раз Роберт теряет свою жену и дочь, он полон безысходности. Второй надлом происходит когда, жена возвращается к нему в виде зомби. Главный герой уже не может определить где мир начинает, а где заканчивается. Постоянные приходы мутантов, выжженная земля и обрывки поиска причины. Метания по пустынному городу и поиск лекарства лишь способы переключениями между внутренними процессами. Пёс заставил его поверить и повторно пережить трагедию потери. После этого - внутренних переживаний у главного героя больше нет. Он будет проявлять внешние эмоции, но внутри останется только пустота. Поэтому четвёртого надлома в романе уже не будет. 

Теперь автор спокойно рассказывает об обществе этого мира. В один из дней Роберт видит девушку, поймав которую он обнаруживает, что она такая же живая, как он. Он не верит её истории и притащив к себе домой проводит с ней 24 часа, чтобы выяснить инфицированная она или нет. ЗА это время они лучше узнают и понимают друг друга. Заканчивается история тем, что он узнаёт, что она тоже инфицирована, но при этом она мутировала. Вирус изменился и перед Робертом появилась новая раса людей приспособленных к жизни на этой «новой» планете. Девушка, которую звали Руфь предлагает Роберту уйти в горы и спастись. Но он её не слушает и остаётся жить на том же самом месте, ожидая расплаты за свои поступки.

Одной ночью Роберта будят крики и выстрелы. Новые мутанты устраивают облаву за мёртвых зомби, но главной целью у них остаётся все же Роберт. Оказывается, пока днём город спал Роберт убивал этих мутантов и теперь окрепшие, и увеличившиеся в количестве «новые» люди хотят построить другой мир. Единственное обязательное дело перед восхождением этой цивилизации – казнь Роберта. Мир мутантов видят в нём единственный пережиток прошлого и своего врага, который одним своим видом вселяет ужас.

Теперь, когда мутантов много – нормальный мир, который отдаётся эхом в памяти Роберта больше никогда не будет существовать. Он как человеческий вид - остался последний. Он – легенда! Его ждёт трагическая смерть, которая явится фундаментом для этого нового мира…

В формировании нового общества писатель Ричард Мэтисон указывает на насилие, как обязательный атрибут молодой цивилизации. Люди готовы идти вперёд за своим миром. И в тоже время автор даёт герою другой способ смерти, надеясь разорвать привычный круговорот развития истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий