воскресенье, 19 июля 2015 г.

Концерт "Yann Tiersen" в Yotaspace

С того момента, как узнал о творчестве Янна Тирсена, а было это около 10 лет назад, сохранилось желание посмотреть на его выступления в живую. Музыка композитора была пропитана поиском и всегда содержала в себе огромное количество интонаций. В этот раз в Москву Янн Тирсен приехал с презентаций своего нового альбома “Infinity”. 

Важной частью концертных выступлений у композитора была импровизация. На концертной площадке он экспериментировал с альбомными композициями и всегда вносил в них новый звук. Тирсен, как и любой многогранный композитор пробует и экспериментирует в соответствии с настроением. Последние лет пять музыкальные направления в жанре которого играет Тирсен перешли в определенную плоскость. Все меньше выразительно-напряженных аккордов и больше присутствие эффекта растворения звука. Альбом “Infinity” Янна Тирсена в этом плане показательный. Возможно тут очень важен возраст, с которым подходишь к написанию новой музыки. Тирсену уже 45 и в его композициях слышится умиротворенность, без поиска вершины, с которой как снежный шар падают в пропасть аккорды в следующем такте. Все композиции в ровном ключе, без нарастания или вызова. Выделить ноты, который бы произвели впечатления или заставили включиться не могу. 

Наблюдать за выступлением было интересно. Кроме Тирсена, который к слову вдруг превратился в седого дедушку (борода и волосы сразу накинули лет 15) были ещё четыре музыканта. Они виртуозно владели попеременно всеми инструментами и легко меняли друг друга. Только наблюдая за их комбинацией понимаешь, насколько за такой в первую очередь простой полифонией содержится огромное количество разных звуков. 

Выверенные, как и отточенные действия между переключением инструментов напоминает конвейерное производство. Глаз радуется, потому что идет четкая работа. Понимаешь, концертная программа начинается с первого такта и не прерываясь ни на секунду доходит до финального аккорда. Я познакомился там и интересными людьми, моими ровесниками, которые поделись своими взглядами на музыку. Они с огромным восторгом отзывались о последнем альбоме. Для них данный альбом является результатом полета и безграничности. В концерте было всего две песни из архива, но интересно как Тирсен исполнил их, упростив по звуку и исполнению, ровно для формата альбома. Получилось в таком же ключе, как и звук нового альбома. Интересный подход для турне. Одна основная музыкальная линия и кирпичики, которые ее дополняют. 

Концертные выступления всегда отличаются от аудиозаписей, и набором инструментов и самое важное - звук концертной площадки. Поэтому изначально перед походом настраиваешь себя на получение удовольствие от процесса и если совпадет от “новой” музыка - тогда двойные бонусы.

В моему случае на концертной площадке я увидел совершенно другую группу и другую механику песен. Как и очень сильное визуальное изменение самого Тирсена, так и музыки. Она стала очень проста по исполнению и потеряла сложные звуковые петли. Но ведь я пришел на концерт Янна Тирсена, а не на английские группы. В этом и отличие, Тирсен на инструментах умеет выводить такие непохожие и непростые схемы, что их исполнение требует существенной прокачки умений и поддержания темпа. В самом конце Тирсен сыграл в соло одну песню на скрипке и одну на пианино - и вот тут наступила настоящая красота, раскрывающая всю многогранность композитора. Когда одни инструмент превращается в несколько разных звуков. 

Зал в клубе “Yotaspace” очень удобен, как по помещению, так и по кондиционированию воздуха. К сожалению музыкальное оборудование очень плохо передает живой звук, полифония превращается в кашу. (на разогреве была группа “Зеро Ноль” со своими акустическими композициями), но с электронной музыкой справляется хорошо.

После концерта по дороге домой было время подумать о музыке. В голове прокручивалась схема, по которой лучшее решение - попасть на живое выступление исполнителя в тот момент, когда он на пике свежего альбома и полностью в нем погружен. Тогда можно уловить настроение и состояние автора при исполнении свежего материала, которые может полностью поменяться через какое-то время и перед нами будет уже совершенно другой творческий мир. 

В моем случае мир Янна Тирсена и его неповторимый звук остался в памяти и замер как и 10 лет назад, как в фильме «Амели», где главная героиня совершала множество маленьких поступков, меняя жизнь всех, кто оказывается вовлечен в ее мир или в фильме «Гуд бай, Ленин». Когда можно было видеть настоящее, сохранять фантазии, верить в них, а в финальных сценах под невероятную полифонию уезжать в неведанное, но очень светлое.


Комментариев нет:

Отправить комментарий