понедельник, 15 августа 2016 г.

Сборник "Вуди Аллен. Без перьев" [1975]

Чем хорош сборник «Без перьев»? Благодаря большому количеству сцен, заметок, эссе и конечно совершенно разных стилей, и жанров можно понять, увидеть и оценить творчество Аллена с разных сторон. Поэтому читатель или принимает и наслаждается происходящим, находя в каждой новой заметке искорку юмора или откладывает книгу с признаками непонимания на своем лице. В моем случае пришлось перечитать книгу два раза (хорошо, что она читается за один вечер) чтобы сделать определенное представление о возможностях автора.

В первую очередь чтение сборника напоминает просмотр телевизора с очень быстрым и хаотичным переключением каналов. Аллен постоянен себе в том, что в каждой из глав он сохраняет общую линию повествования истории, но при этом слова и отсылки может компилировать совершенно в хаотичном порядке. Театр абсурда, актеры которого наперебой выстраивают сценарий используя целые несвязные смысловые нагрузки. Как если бы диктор, одновременно читая новости вставлял слова разных иностранных языков и даже языков программирования. При этом важно, что любое слово несет понятный контекст, читатель полностью понимает смысл любого предложения, но все цепочки для понимания обрываются. К примеру, в книге есть истории об инспекторе Форде, который распутывает свои дела и ни одно из предложений, методов дедукции или наблюдений ни разу не пересекается с сюжетной линией. Фактически не имеет значение как Форд находит убийцу, потому что просто не имеет значение. 

Такая модель понятных и не связных образов с легкостью ложится на мозг, который устал от монотонной и последовательной работы в течении дня. Представьте вам нужны хаотичные микровзрывы в сознании, чтобы сбить напряжение. Именно для этого и подходит книга – читаешь, выхватываешь образы и на этом эффект, получаемый от чтения достаточен.

Лучше всего в книге у автора получились пьесы. Именно там можно не только говорить от имени разных участников, тем самым играть с образами в рамках предложений, а не слов. Можно вести диалоги и с читателем, и с актерами на сцене и зрителями и даже автором книги. Мастерски отыгрывая сатирические заготовки и борясь с внутренней нервозностью. К тому же когда диалоги разноплановые всегда можно зацепить большее количество участников и действующих лиц. Все понимают, что происходить какая-то «канитель» в этой пьесе, победа слова над разумом и в тоже время всем участникам любопытно, чем закончится история – они готовы участвовать до конца финала. 

Есть в книге и отдельные истории, которые показывают, что автор может концентрироваться и не выпадать за рамки жанра. К примеру, в истории «Шлюха духа» проституцию заменили на беседу. Когда девушка за 50 баксов готова обсудить с тобой Марселя Пруста, за 150 послушать совместно симфонию, а за 300 баксов знакомиться с тобой в Музее современного искусства и дает почитать свою дипломную работу. Это ли не гротескное вожделение и уход в разврат душевной близости? В книге такая история проработана в деталях очень хорошо, жаль таких историй попадается крайней мало.

При таком обилии материала и уже при внимательном изучении понимаешь, что все творчество автора в сборнике «Без перьев» можно уместить, используя аналогичный образ. В книге есть момент, когда бог пошутил и попросил Авраама пожертвовать своим сыном Исааком и Авраам согласился. Тогда бог упрекнул его в том, что: «…Есть на свете люди, которые готовы исполнить самое идиотское приказание, если оно произнесено хорошо поставленным голосом с сильной реверберацией». 

Единственное, что лучшим образом получилось в книге у Аллена это написать все заметки и пьесы сборника используя «хорошо поставленный голос» или точнее слог. Не важно, что многие истории, смысловые нагрузки, выводы и цитаты сами по себе не представляют ценности. В сборнике много поверхностного, иногда даже целыми абзацами бессмысленного. Брошенного на половине пути смыслов и только повторю выражение, придуманное самим автором - умение «хорошо поставленным голосом» вести читателя от страницы к странице показывает, что не важно, о чем говорить, главное - как. В этом проявляется характерная черта писателя. Не всегда в театре абсурдов нужен смысл или умение разгадать замысел автора. В творчестве Вуди Аллена, основы которого ярко проявляются в заметках сборника можно определить, что манера и способ важнее смысла. Желание разгрузить читателя от повседневной сложности лучшее, что есть у Аллена. В моем случае наоборот – понимая, что Вуди Аллен как писатель может хорошо держать одну нить – его постоянное переключение с бросанием каждой фразы на полпути приводит к увеличению дистанции между мной и автором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий