среда, 31 августа 2016 г.

Книга "Дмитрий Чернышев. Как люди думают" [2015]

В самой первой строке книги в главе «От автора» Дмитрий Чернышев пишет: «Эта книга – попытка разобраться в том, как люди думаю». Удивительно то, что после прочтения книги нет возможности рассмотреть вопрос: «Получилось/не получилось у автора разобраться в заявленной теме?». Просто потому что автор сам даже не пытается на этот вопрос отвечать. 

Структура книга представляет собой большое количество глав. Каждая содержит определенную тему и начинается с аннотации автора на несколько абзацев. Далее следует множество разнообразных примеров в рамках заявленной темы. В итоге чтение книги превращается в просмотр телепередачи формата «Своя игра». Перечитываем нестандартные решения, которые придумали разные люди к конкретным ситуациям. Запоминаем, что при возникновении сложных задач, можно применить неординарное решение и получить позитивный опыт в преодолении трудностей. На этом полезные свойства книги заканчиваются.

Автор как человек опытный – «продавая» одну услугу, заменяет ее на другую. Книга Чернышева начинается с замечательной вводной главы «От автора». Заслуга этой главы в том, что она рассказывает о правилах написания книги. О нелюбви писателя к манере своих коллег по цеху прятать одну или две мысли в текстах с долгими история о том, как авторы пришли к этой мысли. По словам Чернышева главное наличие огромного количества фактов и идей, постоянно повторяя которые мы можем научиться творческому мышлению. 

В водной части Чернышев умудряется привести в пример заслугу Фредерика Тейлора в разработке основ организации труда. Представляя перед читателем, что «...основа мастерства лежит в наборе довольно простых повторяющихся операций…» Чернышев сообщает, что творческое мышление – технологический процесс, поэтому двести-триста идей и примеров, которые будут использованы в книге необходимо постоянно прорабатывать. Для этого он даже придумывает свой «алфавит мышления», который показывает, как следует работать с полученной информацией. 

Желание автора разобраться в процессе мышления человека очень важное. Но тот способ, который Чернышев выбрал для этого не отвечает на поставленный вопрос. Безусловно процессы мышления требует определенной рефлексии. Читателю недостаточно увидеть идею, необходимо проработать схемы проекта и установить диалог между разными подходами и позициями. Это очень большой объём информации, требующий комплексного подхода. Возможность поработать с материалом, который предоставляет Чернышев ограничена - уже созданы готовые решения с однобокой позицией. В тех разделах, где автор предлагает поиграть читателю и ответить самостоятельно на вопросы - отсутствует матрица по варианту анализа поставленной задачи.

Есть книги, в которых писатели даже, используя такое большое количество примеров пробуют выстроить взаимосвязь между объектами и субъектами мышления. Кто-то трактует мышление как творчество, поиск и открытие новых возможностей, а значит, как источник развития. Есть авторы, которые подробно рассматривают физиологический процесс мышления. Важность таких работ в том, что авторы прорабатывают поставленные сами себе вопросы. Читатель может сделать свои выводы – или получить навык автора и прийти к своему собственному решению или найдя решение придумать свой альтернативный навык в поиске.

Чернышев в своей книге (или точнее сказать набору статей) лишает этих двух важных составляющих. Он и не обучает навыку и не учит формировать свое собственное мнение. В книге нет работающих инструментов. Чем больше читаешь, тем ярче ощущаешь ошибочность намерений, которые скрываются за книгой. Если автор перед читателем называет напечатанные и сшитые листы книгой, значит в методологической системе координат Чернышев позволяет себе быть не точным, тем самым провоцирует читателя сомневаться в серьезных знаниях писателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий