вторник, 27 июня 2017 г.

Книга "Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы" [1959]

История о поиске "вкуса жизни" разворачивается на фоне взаимоотношений девушки Лилиан и автогонщика Клерфэ. Лилиан живет и лечится в горном санатории от туберкулёза. Размеренный ритм жизни, обстановка и расположение санатория наводит на мысль о ежедневном и вечном. Окружающие врачи и постояльцы сохраняют такое же расположение духа. Лишь иногда, когда кто-то умирает, на миг тревога и пустота охватывает устоявшийся мир девушки.

Лилиан знакомится с Клерфэ, уже не молодым автогонщиком. Его судьба во многом повторяет путь Лилиан. В период ожидания от одной гонки к другой его жизнь проходит предсказуемо. Только тогда, когда на бешенной скорости его спортивный болид покоряет трассу, возникают моменты волнения, позволяющие ощутить вкус своего существования. 

Неопределенность будущего, в которой находятся жизни главных героев позволяет им сблизиться, но действительно ли новый союз способен вызвать настоящие чувства?

Уже вдвоем, погрузившись в насыщенную Европейскую жизнь, каждый открывает для себя новые желания. Лилиан, ввиду болезни и скоротечности времени хочет попробовать новое и наслаждаться ежеминутными всплесками радости. В жизни Клэрфе же появляется смысл в появлении стабильности - жить с любимым человеком, строить планы, вкладываться в совместную жизнь. 

То, внутреннее состояние поиска, которые так сближало в начале вдруг отталкивает главных героев. В книге есть высказывание Лилиан: "…Почему все они обязательно хотят изменить жизнь? Почему они стремятся изменить то, что помогло им некогда произвести впечатление на любимую женщину? Неужели им не приходит в голову, что они могут потерять эту женщину?" 

В первую очередь это высказывание касается Клерфэ, с его новым желанием постоянства. Потребность жить одним днем меняется, когда он осознает, что рядом с ним находится самое важное. Противоречия во взглядах постоянно подталкивает Лилиан уйти от Клерфе, но здоровье каждый раз возвращает ее назад, к состоянию, когда они находятся вместе. И опять на повестке размышлений проявляется вопрос, действительно ли они оба испытывают настоящие чувства? 

Тот поиск психологической драмы, которую разыгрывает перед нами Эрих Мария Ремарк очень рваный. Похоже, что вызвано такое чувство манерой написания, когда одну часть автор пишет и переживает, а другая для него просто набор статистических элементов. Поэтому чаще всего героям не веришь, или не веришь в тот мир, в котором развиваются события. Иногда совершенно не хватает глубины, хотя удивительно ведь автор в этих моментах наоборот старается обнажить перед читателем всю душевную изнанку. От этого становится даже немного грустно, потому что складывается ощущение, что две разные книги соединили между собой и корректор грубо провел сюжетное склеивание. 

Просто в такой истории хочется увидеть душевное «созревание», а его не возникает. Может Эрих Мария Ремарк хочет рассказать о своем сокровенном, но при этом придумывает такие картонные диалоги между героями, в которых то самое состояние, умения ценить жизнь или наслаждаться настоящим - выглядит слишком искусственно. Возможно писатель уже сам прожил какую-то часть эмоций и хочет их только обозначить на бумаге, перенести из своей головы острые и важные моменты. Но он не готов переживать заново, и читатель невольно ощущает такой мотив. Ведь получается, что в книге в которой с таким азартом рассказывается о гонках, женщинах, азарте и волнениях - настолько много усталости.


Комментариев нет:

Отправить комментарий