понедельник, 5 февраля 2018 г.

Книга "Нил Стивенсон. Алмазный век, или Букварь для благородных девиц" [1995]

Основная сюжетная нить романа строиться на том, как у маленькой четырёх летней девочки Нелл из неблагополучной семьи, неожиданно оказывается интерактивная книга-учебник. Книга представляет из себя компьютер, который понимают происходящее вокруг и развивает ребенка через рассказы, сказки и истории. В аннотации к книге сказано, что эффект от нахождения на руках этого «букваря» окажет существенное влияние на историю региона. Действительно ли эффект от книги и истории вокруг нее настолько показателен и понятен читателю? 

На самом деле, если в вкратце пересказывать завязку сюжета – у девочки Нелл оказалась книга, которая была предназначена для дочки обеспеченного изобретателя. Судьба распорядилась иначе, поэтому книга была похищена и подарена девочке Нелл. На долгие годы книга станет не только учителем и воспитаем ребенка, она заменит девочке мать. Это ключевая канва сюжета, которая немного видоизменяясь попробует оставаться такой же до финальных строк. 

Нил Стивенсон начинает играть с читателем разбивая историю обилием новых частей. Мы узнаем судьбы многочисленных персонажей, множество деталей из жизни окружающего мира, большое количество исторических хитросплетений. К огромному сожалению все это является совершенно ненужная и никаким образом не влияющая информация. Автор увлечен возможностью собрать красивый мир, включить в него немного жестокого реализма и водить все новые и новые сюжетные истории. Иногда строки прыгают в несоответствии масштаба происходящего. Вот только что перед нами открывают важность тысяч человек, а тут идет бойня всего с несколькими десятками участников, действия и победа которых никаким образом не повлияет на сюжет. Тем самым мир не кажется цельным и интересным. У Стивенсона хватает запала начать рассказывать новую сюжетную линию, которая красочно развивается и буквально через десять страниц разваливается. Наверное, это такой хороший прием, который прекрасно работает на людей с очень короткой памятью.

Основная сюжетная история про обучение девочки – это то немногое в чем сохраняется последовательность. Девочка растет и ее желания меняются. Меняется тон книги, слова. Девочка учиться новым поступкам и манерам поведения. В определенный момент копии книги оказываются ещё у нескольких девочек, за которыми мы можем проследить на определенном временном отрезке их жизни. Вот здесь Стивенсон совершает ещё один важный сюжетны просчет. В тот момент, когда девушки обретают совершеннолетие наличие у каждой из них такого персонального учебника, не сказывает на их успехе. Главное, что именно определяет характер девушек и их окружение, а книга оказывается лишь приятным развлечением, потому что изначально у каждой из девочек будет своя судьба. 

Расстраивает и то, что роман «Алмазный век» при обязательной сюжетной истории про наставничество совершенно ничему не учить читателя. Нет важных мыслей, не рассказаны пути как прийти к результатам, нет опыта, который можно использовать. Тогда зачем эти огромные тексты про нанотехнологии и программирование, если тема обучения, о которой так много написано в этой книге является лишь бутафорией для описания приключений. Возможно в этом романе по задумке Стивенсона главное - это хаотичные приключения длительностью с рекламный ролик.


В дополнении в тематике об «Искусственном интеллекте и нанотехнологиях» авторами курса "Science Fiction to Science Fabrication" к роману предлагалось прочитать следующие рассказы. Приведу краткое описание с о оценкой:
  • Грег Бир. Музыка, звучащая в крови [1983] / История о том, как профессор в целях эксперимента вживил в себя самообучающихся нанороботов, который стали улучать его организм. В какой-то момент нанороботы обучились настолько что осознали себя как вид стали модернизировать окружающий мир. Отлично
  • Айзек Азимов Сны роботов [1986] / Сотрудница лаборатории видоизменила мозг робота, следствии чего тот стал видеть сны и себя в них в качестве человека. Отлично

Комментариев нет:

Отправить комментарий