среда, 6 июня 2018 г.

Рок-опера "Преступление и наказание" (по роману Ф.М. Достоевского)

Посмотрел рок-оперу по мотивам одноимённого романа Фёдора Достоевского на музыку Эдуарда Артемьева, либретто Андрея Кончаловского. Представление проходило в "Театре мюзикла", который базируется в помещении бывшего кинотеатра "Пушкинский". Последний раз в этом кинотеатре я был в 2011 году, поэтому появилось желание посмотреть, что стало после реконструкции и превращения помещения в место постановок мюзиклов. Общее впечатление от перепланировки - ничего совершенно не изменилось, и я попал в 1999 год, тогда же когда первый раз посетил кинотеатр. 

Рок-опера длилась 2 часа 40 минус с одним антрактом. Музыку написал Эдуард Артемьев, который приступил к своей задумке и написанию партитуры в 1979 году. Закончил все в 2007 издав на CD музыкальную версию. В 2013 Кончаловский вернулся к идее мюзикла. Пришлось четырехчасовой материал пересмотреть, переделать партитуры и попробовать сделать из всего современную композицию. В 2016 году весь итоговый материал представлял из себя рок-оперу. Тогда же произведение вышло в свет. 

История душевных терзаниях Родиона Раскольникова существенно трансформировалась по сравнению с книгой . Первый акт мы наблюдаем как Родион размышляет о власти сильных и совершает убийство старухи процентщицы. Второй акт посвящен расследованию преступлению и наказанию Раскольникова. 

Получившийся результат оставляет после себя не самое яркое впечатление. Постановка сделана таким образом, что за танцами и песнями не раскрывается ни один из характеров участников. Происходящее больше напоминает балаган из несвязных нарезок. На сцене наблюдается смешение нескольких временных периодов - от времен написания романа, до современности. Огромное количество массовки, которая совершенно между собой не сыгранная. Тот случай, когда от количества делается только хуже. Если не хватает отточенных действий, то лучше сократить количество ролей и сосредоточиться на том, что есть, чем пробовать сделать массовый и бездушный проект. 

Это можно было бы опустить, если бы музыкальные темы были сильные и яркие. То, что получилось легко бы подошли к категории фоновой музыки. Когда "где-то там что-то" играет, а актеры ведут диалоги. Переработка материала 2007 года с учетом современных реалий не произошла. Хорошо написанная музыка звучит во все времена хорошо, на ней держится все произведение. Если композицию поет даже один актер, то ее настроение способно вывести сцену на другой уровень. В рок-опере "Преступление и наказание" этого не происходит. Кроме того, и музыка, и лирика во многих сценах нагромождённые друг на друга — это очень сильно усложняет и без того несвязный сюжет. Единственное, что получилось интересным в звучании Артемьева — это симфонические вставки и одна сольная композиция - колыбельная. Электронные версии и гитарные не передают настроение совершенно. 

Актеры так же делятся на тех, которые вытягивают музыкальные сцены и тех, кто имеет хороший голос, но ещё пока не смог его поставить на определенный уровень. К примеру, в труппе есть Александр Маракулин, который имеет такой опыт, что во время выступления ты видишь звезду класса выше, чем его коллеги. У него и пение лучше и отыгрыш своих ролей, отточенные движения. Остальные на его фоне визуально выглядят как выпускники ВУЗа, которые стараются, но недотягивают. 

Общее впечатление у меня осталось положительное. В целом живой звук всегда действует очень хорошо и посмотреть такое произведение можно. Во время просмотра хочется многие сцены переделать и сделать лучше и гармоничнее. Значит рок-опера что-то развивает в душе, даже с учетом такой минорно трактовки что появляется желание переделать, тем самым есть задатки хорошей истории. Опера будит творческие порыв, учит более цельному взгляду. Под таки ракурсом поход на рок-оперу для меня полученный опыт полезен. Но вот рекомендовать кому-то из друзей посетить мероприятие я бы не стал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий