пятница, 14 сентября 2018 г.

Фильм "Голгофа /Calvary" 2013

Все начинается с того, что прихожанин предупреждает отца Джеймса, что убьет его через неделю в воскресенье. Мотив прост - смерть хорошего священника запомнят. У Джеймса остается неделя, чтобы привести свои дела в порядок. 

Очень прямолинейная сюжетная завязка на первых минутах фильма приводит к другому повороту событий, нежели можно ожидать. Для фильма, действие которого происходят в не самых простых климатических условиях существует несколько предполагаемых пути развития - вывести антагониста не чистую воду, уехать из города, привести дела в порядок или оставить все как есть. Каждый элемент будет подробно рассмотрен режиссером на право существования. В тоже время Джон Майкл МакДона не тот режиссер, который любит оперировать сложными смыслами и зарисовками. Здравый цинизм - то, на чем строится история жизни священника и его окружения. 

Мир фильма не отделим от истории самого Джеймса. Город, в котором находится паства Джеймса представляет из себя очень маленькую версию большого мегаполиса, где есть проблемы, которые разнообразны, по сути, но при этом у всех на виду. В такой ситуации желание продолжать искать смысл в происходящем и пробовать образумить или направить на путь истинный может быть обречено на провал. Джеймс, с учетом ограниченного времени пробует достучаться, но оказывается никто не хочет по-настоящему заниматься анализом своих проблем. Каждый из жителей находит повод поговорить о несущественном, тратя не только время священника, но и уходя от по-настоящему важных вопросов. 

В фильме дочка Джеймса, после неудачного самоубийства сообщает отцу, что то что важно ему в 60 лет и ей в 30 это разные вещи и нельзя считать, что ее проблемы менее важные чем его. На этом строится вторая модель фильма - максимальное одиночество и отсутствие понимания со стороны других. Модель поведения - просто разговаривать о несущественном - является единственным, что позволяет хоть немного установить контакт. Потому что других причин не остается. Возможно, Джеймс сам бы хотел поговорить с другими, но никто не воспринимает его как человека - лишь как представителя церкви со своими правами и обязанностями. 

Перед Джеймсом неожиданно возникают вызовы. Персонаж дочери, наверное, единственный, мысли которого задают тему для размышления Джеймса. Она утверждает, что бездействие - это грех. С этим сталкиваются и другие протагонисты фильма, оказавшиеся в пустоте и невозможности признаться в этом. Их действия напоминают потуги найти смысл, но это все настолько неуклюже получается. Таким же бездействием охвачено поведение Джеймса. Другой вопрос — это его вызов учиться любит других и быть смиренным или просто он осознает бессмысленность изменения созданного ранее круга по которому катиться жизнь? 

Режиссер Джон Майкл МакДона ставит перед Джеймсом вызов, в котором нет места сложной догматической истории. Умение трезво оценивать себя, свою жизнь и то, что дорого для каждого дорого - это то, в чем идет движение. Жизнь не цитаты , вычитанные из книг, а опыт ежедневных действий. Значит одни попав в ситуацию могут с ней жить, а другие нет. Другой вопрос - нельзя себя обманывать и Джеймс показывает, что себя и свой личный путь он не может поменять, также как и другие вокруг него. Иногда люди просто идут по пути, свернуть с которого нельзя в силу отсутствия чего-то ближе, чем их собственный путь. 

Оценка 8 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий