суббота, 24 мая 2014 г.

Книга "Роберт Л. Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" [1886]

Данная история, написанная более ста лет увлекает с самых первых страниц. За тайной, которую хочется разгадать, за приятным слогом скрывается точное наблюдение за внутренним “Я” участников данной повести. Используя в названии “Странная история” (Strange Case), Стивенсон не только предлагает включиться в приключение вместе с героями повести, он провоцирует на поиск “незнакомого” и “чужого” в том, что кажется понятным.


В первую очередь на что обращаешь внимание при чтении – это столь почтенное отношения друг к другу персонажей, и к происходящему. Без оценки их причинности, важно насколько сами не заявляя о добродетели, они сохраняют честь и достоинство окружающих, при ярком желании помочь. Пусть это Английские традиции, но как приятно когда окружающие вначале думают, а уже после решительно действую.

Далее мы наблюдаем за вторжением в их ежедневную жизнь человека по имени Эдвард Хайд. Его появление и его дерзость нарушения общих правил вызывает отторжение, но более всего у персонажей (или точнее, мистера Аттерсона, нотариуса от лица которого ведётся повествование) желание разобраться с этой историей. Все очень запутанно, но выносить вердикт, можно лишь проверив факты – общая идея рассуждений нотариуса. Убив человека, личность Хайда сразу переходит в разряд – приговорённых к виселице. Возможность быть пойманным напрашивается на вызов, но повесть не о талантах и приключения, а о внутреннем «Я». Доктор Джекил, который «приютил» Хайда испытывает ужас не меньше, ведь именно он знает настоящую тайну происходящих историй и преступлений.

Какие интересные изменения произошли в мире. Во время написания романа Хайд выглядел маленьким, мерзким и отталкивающим существом. Современный образ Хайда – огромный, невероятно сильный и безумно молниеносный страшный монстр. Сделано это для усиления визуального эффекта. В то же время, чем живее вырабатывается готовность воспринимать ужас за счёт масштаба, тем сложнее становиться способность разглядеть истинное зло внутри маленького существа.

«! Spoilers in the next paragraph»

Очень важен монолог, созданный писателем Робертом Стивенсоном в финале. В письме, от имени доктора Джекила рассказывается настоящая история Эдварда Хайда. Открытие тайны о том, что Джекил и Хайд является одним лицом, спокойной воспринимается искушённым читателем. Ценность в психологической точности описания процессов, происходящих с доктором Джекилом. Изначально Джекил родился в обеспеченной семье, обладая великолепным умом и приятным стремлением к познанию. Важно - автор ни разу за повесть не обнажает пороки, поступки и тайны Джекила. Он всегда описывает это как «удовольствия» подчёркивая, что они противоположны принятому в тот момент поведению в обществе. Обнаружив в себе два равных начала и настолько же противоположных по своей сути, доктор Джекил стал жить двойной жизнью, мечтая поделить эти две сущности и избавиться от невозможности гармоничного существования вместе. Прибегнув к химии, у него получилось выделить для каждой из сущностей своё поведение тела. Джекил был высокий, стройный, приятный, а Хайд маленький, мерзкий и отталкивающий. Пока доктор Джекил был силен, личность Эдварда Хайда была небольшой, но с каждым перевоплощением Хайд становился сильнее. Это происходило из-за того, что менялся только Хайд. Доктор всегда оставался самим собой, пытаясь соединять два состояния вместе, сохраняя при этом неудовлетворённые желания и напряжение. Хайд же был един. У него нет конфликтов или противоречий. Он наслаждался самим собой, своим я, без терзаний и конфликтов. Как сложно было вначале делить эти роли, тем сложнее стало собирать их в одну. Появление Хайда происходило уже без химических препаратов, лишь от одной силы мысли.

Современные образы данных персонажей играют на позволении или запрете. Но трагедия не в том, что одна личность для своих «удовольствий» создаёт другую. Одна личность не может ужиться с другой, сохраняя при этом равноценное проявление и принятие каждой. А если у неё получиться, то это уже история другой книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий