вторник, 19 августа 2014 г.

Книга "Артур Ч. Кларк. 2001: Космическая Одиссея" [1968]

Погружаясь в мир «Космической Одиссеи», замечаешь, что правильно обозначенные вопросы не требуют разъяснений. Описывать судьбу героев и мира можно находясь за пределами истории. Но что делать, когда своим повествованием Артур Кларк непросто ставит вопросы, выходящие за повседневность. Он создаёт будущее, в котором время написание романа и время прочтения стираю грань почти в 50 лет. 
 
Можно наслаждаться слогом и повествованием, можно размышлять над вопросами космоса, а можно понаблюдать за всем процессом, описанным в романе с позиции методологии проектов. Зачем усложнять размышление последним? Если есть возможность получать пищу для ума и делать новые выводы из приключенческого, научно-фантастического романа, тогда следует, как первобытные сородичи данной книги развиваться в личном восприятии.

Когда на землю упал неизвестный «Монолит» и стал систематически пробуждать в умах австралопитеков процессы, превращающие их в следующие развитое поколение - книга уже не годится только для чистого развлечения. Все дальнейшие главы и переходы по времени Артур Кларк сопровождает последовательным процессом развития. Между настоящим и будущем, между живым и механическим, между мгновенным и скоротечным. Эти параллели будут идти важной нитью вдоль всего романа.

Возвращаясь к настоящему – если по теории Абиогенеза химический процесс превращает неживое в живое, тогда можем ли мы отнести разум и сознание к части теории Панспермии. Когда непросто вырастить существо, способное автоматически двигаться по ветви эволюции. Тогда механическим воздействием создатели ускоряют процесс, выводящий один индивид на совершенно новый, в рамках осознания собственного «Я» этап. Роман «2001: Космическая Одиссея» превращает приключение в способ создания нового из устоявшегося старого. Благодаря вмешательству «извне» австралопитеки вышли на новый для себя уровень, по сравнению с другими обитателями этого мира.

Усложняя повествование, автор переносит нас в те времена, когда идёт активный процесс освоения Луны. Найдя на нём такой же «Монолит», озвученный в первой части, они предпринимают попытки отправиться по следу расшифровки его происхождения. Создав автономный космический корабль. Внедрив в него компьютер, на нейронных цепях и несколько астронавтов - читатели вместе с героями книги отправляются в новое приключение. Тут, благодаря знаниям и провидением Артура Кларка чувствуешь техническую «современность» написание романа. Я читаю книгу по электронному устройству именно так же, как делали герои книги более 50 лет назад. Пью кофе и совершаю общение идентично. Такая техническая основа книги подтверждает не только оценить точность «проекций» будущего из прошлого, но и создаёт очень отчётливую линию уже нашего возможного будущего.

Во время полёта на корабле происходят события, поднимающие вопросы разума на другой уровень. Имеет ли машина сознание и осознанность? Способна ли она сомневаться и делать нравственные выводы? Способна ли она осознавать себя? Страница, за страницей Артур Кларк погружает в мир принятия быстрых решений, увлекая читателя всё больше в этот дальний космос. И вот через поиск - перед нами совершенно другое развитие всех увиденных процессов. Мы попадаем туда, где приходится принимать новые решения. Отказываясь от «Я» в понимании человеческого восприятия – герои переходят на новый этап. Открывая новые миры, вновь обретая своё «Я» в новой форме.

Приключение проносит читателя между разными мирами и историями, сохраняя устойчивое ощущение масштаба. Каждый раз автор поднимает новые вопросы. В то же время он всегда балансирует на грани, в которой масштаб действий в сюжете, не уменьшает масштаб личности участвующей в процессе. Читатель всегда остаётся в центре событий. Тем самым вопрос «потерянности» в космосе ограничивается только осознанием и развитием своего разума и собственного «Я». Артур Кларк показал, что масштабы вселенной способны расширять горизонты всегда, когда участники хотят и готовы к этому. Читатель готов выходить на новый горизонт. И разве не в этом методология романа Кларка?

Комментариев нет:

Отправить комментарий