среда, 10 января 2018 г.

Книга "Уильям Гибсон. Нейромант" [1981]

Роман «Нейромант» называют одним из лучших романов в жанре «киберпанк». В романе окончательно формируются многие каноны, которые на долгие годы прочно сформируют алгоритмы работы с киберпространством в эпоху больших корпораций, искусственного интеллекта и генной инженерии. История и способ написания романа способны броситься вызов вопросом – «Что важнее фантазии или знания?»
В отличие от писателя Филипа Дика, для которого внутренние переживания имеют главное значение перед формой и изменению сознания – писатель Уильям Гибсон в первую очередь опирается на внутреннее устройство своих миров. Действие обязательно будет проходить в антиутопичным мире, с героями бунтарями, которым все равно что будет с окружающим миром - важны лишь свои выгоды, с присутствием хорошего цветового стиля, обязательным расследованиям и обилием жесткого реализма. В тоже время присутствует четкая градация – реальный мир и виртуальный соединены переходами и понятным интерфейсом. Герои точно понимают в каком из миров присутствуют и всегда знают о точках выхода из киберпространства. Книжный жанр киберпанка развивался с середины 80х, а с 95 по 99 был великолепно адаптирован в научно-фантастических фильмах. К середине нулевых киберпанк как жанр прекратил свое существеннее, потому что придуманные миры потеряли свою актуальность, а переход в киберпространство превратился в повседневную реальность. 

В романе «Нейромант» главного героя Кейса «заставляют» взломать систему безопасности искусственного разума. До предложения Кейс ввиду своей жадности был физически лишен возможности путешествовать по киберпространству и прибыль от взлома позволила был ему вернуться в стаю хакеров. В момент путешествия к намеченной цели Кейса будут сопровождать помощники с разными специальностями и сложными судьбами, которые тоже выполняют работу за определенную награду. В тоже время действия, которые намерен совершить Кейс способны немного изменить баланс сил, поэтому сильного сопротивления не ожидается, но заварушка будет знатная. Роман читается очень легко благодаря проработанному миру и возможностью попасть в тайны формирования интерфейса кибепространства. Существует понимание того, что всегда есть точка входа/выхода, а плавание внутри виртуальной реальности напоминает попытки сохранить баланс тела при быстром съезде с крутой горки на сноуборде – часто важен не разум а физическая концентрация. 

Уильям Гибсон говорит, что жанр научной фантастики является только инструментом, с помощью которого он может сделать что-то новое в литературе. Это точное заявление его творчества, потому что по признанию автора - роман «Нейромант» был целиком написан на пишущей машинке. Фактически продуманный мир и все взаимосвязи, которыми автор снабдил свои вселенные сделали определенный переворот в жанре. Первоклассное знание литературы помогли Гибсону обойти стороной технические вопросы и сконцентрироваться на «площадке» на которой будут развиваться действия романа. Поэтому придуманный мир получился настолько универсальным, что при просмотре фильмов в жанре киберпанк многие графические и интерфейсные элементы, описанные в романе с точностью воплощены на киноэкране. 

Отдельной темой в романе является наличие развитого искусственного интеллекта. Фактически Уильям Гибсон и другие авторы киберпанка вывели вопросы искусственного разума на новый виток обсуждения. Машины, которые начинают осознавать происходящие вокруг них способны задать вопрос нам, жителям планеты – «А в какой виртуальной реальности живете вы?». 


В дополнении в тематике о «Виртуальной реальности» авторами курса "Science Fiction to Science Fabrication" к роману предлагалось прочитать следующие рассказы. Приведу краткое описание с о оценкой:

  • Рэй Брэдбери «Вельд» [1950] / История о влиянии автоматизации и виртуальной жизни на детскую психику. Хорошо 
  • Альетт де Бодар «Погружение» [2013] / Рассказ о подстройке под чужую культуру и болезненной переделке своей собственной. Текст поднимает важную тематику, через призму подстройки и внутренних конфликтов, но при этом в формат рассказа не укладывается поэтому проблема тонет в пустых словах. Плохо 
  • Вернор Виндж «Истинные имена» [1981] / Повесть в которой рассказывается об искусственном интеллекте, путешествиям по виртуальной реальности и возможности своими действиями ставить настоящую реальность на грань перед катастрофой. К сожалению мир повести проработан чуть хуже, чем у Гибсона, поэтому при важности написанного (и времени когда повесть была опубликована) вопросы уже неоднократно рассмотрены. Хорошо 
  • Вернор Виндж «Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе» [2001]  /Повесть о том, как перед учащимися средних классов ставят задачу сдать экзамен на свободную творческую тему. Ни одна из поднятых тем в повести не раскрывается, а зачем затевать сложную историю с долгим погружением в жизнь участников средней школы не понятно. Плохо 
  • Вернор Виндж «Куки-монстр» [2003] / История о том, как Дикси Мей обладая желанием делать свою работу на отлично, устроилась на работу в службу технической поддержки. В свой первй же день она обнаруживает, что над ней зло шутят и отправляется обидчика. Каково ее удивление, когда она узнает, что окружающий ее мир будет преподносить с каждым разом все больше сюрпризов. Рассказ, в котором поднимаются вопросы, ответы на которые ещё даже не найдены. Проблема же истории о Дикси Мей может приключиться с каждым. Отлично

Комментариев нет:

Отправить комментарий