четверг, 6 декабря 2012 г.

Цикл лекций Петра Георгиевича Щедровицкого «Пособие по созданию инновационной экономики: общие принципы теоретических оснований».



Лекция №1: «Представления о деятельности. Экономика как наука о деятельности».



Мое видение по итогам лекции:
Для понимания процессов инновационной деятельности и качественного планирования организации этой деятельности следует обратиться к началу и определиться что же такое деятельность, формирование этого вопроса в истории и проектировании будущего. Нет никакой границы между процессами индустриализации и индустриальной экономикой. Промышленная политика,  образовательная политика, региональная политика – эти три круга вопросов лежат на пути создания видов мышления деятельности. Сегодня эти 3 вида политики десинхронизированы (если смотреть на пример России).
Существуют три важнейшие характеристики деятельности:
1.  Деятельность целеустремленна и целесообразна
2.  Инструментальна (обеспечение орудиями, инструментами и средствами)
3.  Ситуационна и ориентирована на определенный объект

Вначале следует описать поведение или новое знание, далее закрепить успешный опыт этого поведения в особой форме нормы и сделать эту норму элементом специального процесса (трансляция культуры). Последнее в данной цепочке – передать это поведение (знание) совершенно анонимному объекту (даже из другой культуры и временного периода). Все это позволяет последующим поколениям закрепить не только умение пользоваться данными знаниями (орудиями, поведением), но и опытом их применения и исторического совершенствования. Тем самым потомки резко расширяют границы своего мира, осваивают новые пространства и совершенствуют свои орудия.

Возникает новый вопрос – при передаче знания от одного носителя другому следует отделить само знание от морфологии отдельных функциональных блоков (т.е от опыта и возможностей самого носителя информации). Тем самым в будущем при получении  и закреплении такого опыта возможно нахождение новых инструментов для решения данной цели или данными инструментами можно решить совершенно другие цели.  Тут появляется ещё один очень важный инструмент в нашем процессе – коммуникация и обмен информацией.

Получается фактически историю развития человека можно охарактеризовать как все более и более усложненную историю инструментализации деятельности.  При этом деятельность живет в культуре и знания, и инструменты могут исчезать. Прозвучал приятный пример с Египетскими пирамидами (в рамках потери цепочки знаний) – современные технологии, опыт и знание не могут повторить строительство этих пирамид.

Личности для знакомства: Йозеф Шумпетер, Фредерик Тейлор

Комментариев нет:

Отправить комментарий