Лекция
№1: «Представления о деятельности. Экономика как наука о деятельности».
Мое видение
по итогам лекции:
Для
понимания процессов инновационной деятельности и качественного планирования
организации этой деятельности следует обратиться к началу и определиться что же
такое деятельность, формирование этого вопроса в истории и проектировании будущего.
Нет никакой границы между процессами индустриализации и индустриальной
экономикой. Промышленная политика, образовательная политика, региональная
политика – эти три круга вопросов лежат на пути создания видов мышления
деятельности. Сегодня эти 3 вида политики десинхронизированы (если
смотреть на пример России).
Существуют
три важнейшие характеристики деятельности:
1.
Деятельность
целеустремленна и целесообразна
2. Инструментальна
(обеспечение орудиями, инструментами и средствами)
3. Ситуационна
и ориентирована на определенный объект
Вначале
следует описать поведение или новое знание, далее закрепить успешный опыт этого
поведения в особой форме нормы и сделать эту норму элементом специального
процесса (трансляция культуры). Последнее в данной цепочке – передать это
поведение (знание) совершенно анонимному объекту (даже из другой культуры и
временного периода). Все это позволяет последующим поколениям закрепить не
только умение пользоваться данными знаниями (орудиями, поведением), но и опытом
их применения и исторического совершенствования. Тем самым потомки резко расширяют
границы своего мира, осваивают новые пространства и совершенствуют свои орудия.
Возникает
новый вопрос – при передаче знания от одного носителя другому следует отделить
само знание от морфологии отдельных функциональных блоков (т.е от опыта и
возможностей самого носителя информации). Тем самым в будущем при получении и закреплении такого опыта возможно нахождение
новых инструментов для решения данной цели или данными инструментами можно решить совершенно
другие цели. Тут появляется ещё один
очень важный инструмент в нашем процессе – коммуникация и обмен информацией.
Получается
фактически историю развития человека можно охарактеризовать как все более и
более усложненную историю инструментализации деятельности. При этом деятельность живет в культуре и знания,
и инструменты могут исчезать. Прозвучал приятный пример с Египетскими пирамидами
(в рамках потери цепочки знаний) – современные технологии, опыт и знание не могут повторить строительство этих
пирамид.
Личности для
знакомства: Йозеф Шумпетер, Фредерик Тейлор
Комментариев нет:
Отправить комментарий