пятница, 20 марта 2015 г.

Сборник "Филип К. Дик. Солнечная лотерея" [1953-1955]

Первый сборник.

Романы, написанные Филипом Диком времён 53-55 годов отражают вопросы автора по тематике «Я и Мой Мир». Писатель не озвучивает их напрямую, но легко прослеживается линия: я могу изменить мир, я марионетка мира, мой внутренний мир отличается от других, я хочу проявлять свой мир. Такая цепочка показывают становление поиска вопросов к самому себе. При чтении возникает чёткое ощущение, что автор использует свои личные истории в романах, но делиться он не исторической ценностью, а способом видения мира. Описанные события концентрируются на постановке вопроса, поэтому ответы являются поиском собственного способа передачи читателю всех внутренних красок. 

Филип Дик, внутри романов, передаёт процессы, которые происходят в голове главных персонажей. Здесь нет пониманию «геройства» или «пути супермена». Увлекают лишь мысленные процессы - поиск ответов, которые заставляют совершать действия. Автор не концентрируется на копании внутри себя. Он выплёскивает свои наблюдения и двигается дальше. 

Филип Дик развивает очень удачную художественную конструкцию. Есть главная мысль и несколько второстепенных приключенческих историй. Поэтому описывая сюжеты историй, я останавливаюсь только на основных увиденных мной основных сюжетных линий. Прекрасные переходы внутри каждого романа служат клеем для удержания читателя между поисками ответов. 

Солнечная лотерея. [1954]
Роман – приключение. В мире все держится на лотерее. Обращаясь к воле случая, люди снимают свою персональную ответственность. На планете нельзя построить надёжное будущее - в любой момент все может измениться. Власть способна держаться годами или проходит за минуты. Такое «равновесие» способствует борьбе с неравенством. Но может ли оно создать что-то новое?

Попав под сокращение, главный герой Бентли отправляется к верховному крупье, чтобы попробовать оживить события, развивающиеся на планете. В тот момент, когда Бентли отдаёт себя в руки руководства – крупье теряет свою власть и Бентли опять оказывается у самых низов. События приобретают новый поворот, когда старый крупье полон решимости вернуть отнятое, даже в угоду принятых правил и как удачно, что у него есть новый помощник в лице Бентли. Финал рассказывает о том, что природа человека всё равно способна преодолеть стереотипы жизни – поменять круг истории и выйти к новым горизонтам. В случае романа – в новую вселенную. 

Мир, который построил Джонс. [1954]
В мире, после атомной войны начинает выстраиваться новое общество. Один человек по имени Джонс знает своё будущее. Как бы ни менялась история вокруг - он с точностью воспроизводит хронометраж событий. В самом начале мало кто верит в его способности, но чем сильнее его совпадения в угадывания реальности, тем отчётливей возникает мысль – его слова, это единственное верное решение.

Вокруг него формируется культ личности и сразу возникает несколько вопросов - что же такое будущее? Мы видим, как герой не может ничего изменить. Но вокруг появляются люди, безоговорочно верящие в «единственный» вариант. Тогда герой сам, благодаря своему окружению верит в свою гениальность и совершает фанатические поступки. А что если герой ошибается, и его поступки как снежный ком катятся в другое разрушительное направление? 

Важное свойство в том, что Джонс отчётливо видит только год будущей жизни, но дальше все становиться расплывчато. Значит, он может быть уверен в настоящем, но никоем образом не способен понять картину в целом на несколько лет впёред. Филип Дик показывает насколько, казалось бы, фантастическая возможность предвидения может привести не только к появлению культа, но и отчётливым шагам к ошибкам.

Человек, который умел шутить. [1954]
В мире идёт тотальная концентрация рациональности. Главный герой обнаруживает, что его сознание не выдерживает такой нагрузки. Ему необходима свобода в лёгкости отношения к происходящему. Он устраивает лёгкий акт вандализма, протестуя против укладов. В то же время, попав оказавшись на другой планете, где процветает полное изобилие, он определяет для себя, что одними лишь развлечениями жить нельзя. Вопрос главного героя в том, что он хочет служить обществу при этом имя возможность проявлять свои внутренние мысли и действия - например шутить. В этом мире рациональности каждый шаг вверх происходит благодаря долгим годам самоотдачи. Главный герой в своём порыве проявления, бросает вызов комфорту и готов отдавать себя рациональности, но уже выживая отдельно от системы. 

Око небесное. [1955]
Благодаря энергетической аварии группа человек попала под излучение. Их сознания смешались. Одновременно мир вокруг них был плодом фантазии и фобий, но лишь одного из них. Одно сознание проектировало картину и каждый из участников жил в этом мире. Осознав это, герои уничтожая сознание одного из своей группы путешествовали в новые разумы – участники погружались всё больше и больше не просто в выдуманный мир, они переживали все страхи и одержимости, который содержались у каждого из участников.

Пройдя такое погружение, и вернувшиеся в настоящий мир - герои имели опыт переживания несколько жизней и смогли во многом поменять своё видение окружающего их мира. 

Марионетки мироздания. [1953]
Битва добра и зла во вселенной прошла через забытый и небольшой город. Главный герой в раннем детстве уехал из него и через 18 лет по зову сердца вернулся снова. Он нашёл новый город, который никогда прежде не видел. Чёткое желание разобраться в ситуации привело к тому, что он узнал главную тайну этого мира. Два бога ведут борьбу между добром и злом. Выбирая новое поле сражения во вселенной, они захватывают миры. Попав на планету Земля, великие боги превратились в людей, сохранив за собой право бороться друг с другом. 

Наш герой узнаёт, что его отъезд, как и возвращение – это спланированная силами добра стратегия. От его действий может победить любая сторона, но надежда на целеустремлённость и желание вернуться в свой дом позволяет ему помочь силе света. И вернуть свой мир в прежнее состояние. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий