четверг, 24 декабря 2020 г.

Книга "Уэльбек Мишель. Покорность" [2015]

То, что на обложке книги написано "Ещё один шедевр Уэльбэка" приводит к основной мысли, что слишком яркие дифирамбы на книге частенько пробуют продать пустое содержание внутри. "Покорность" именно такой пример творческого бессилия. Вся история умещается в несколько предложений. Имея неограниченную сексуальную свободу 44 летний Франсуа, преподаватель в Сарбонне, устал от окружающей жизни и плотских утех. Лишь с приходом устоев ислама и его правил в отношении мужчин и женщин, Франсуа обретает надежду на новую главу в своей личной жизни. 

Начинает роман с того, что первые 60 страниц книги Франсуа размышляет о своей жизни и отношениях со студентками. Далее следует введение в политическую жизнь накануне президентских выборов во Франции 2022 года и возможному приходу к власти тех, кто поддерживает ислам и его ценности. Последняя треть книги комбинация эротических наблюдений Франсуа с анализом своего одиночества и оценкой того, насколько ислам является состоятельным как религия. Являясь экспертом по французскому писателю Гюисмансу, Франсуа, временами проводит параллель между свой жизнь, творческому пути Гюисманса и вызовами с которым столкнулся Гюисманс в конце XIX века. 

Франсуа очень слабо разбирается в политике. Такое же мнение складывается о писателе Уэльбэке, ничего существенного в качестве анализа влияния ислама на уклад европейской жизни Уэльбэк предложить не может. Писатель намного лучше ориентируется (или фантазирует что разбирается) в длине женских юбок, чем в проекции будущего. 

Ближе к финалу у Франсуа проскакивает мысль, что если женщины носят хиджаб и скрывают всю свою сексуальность, то мужчины находясь в таком обществе очень быстро теряют потребность в сексуальном влечении. В этот момент задаешься вопросом, что может это слишком неуместный, в рамках книги, эротический подтекст создан лишь с целью показать насколько современные нравы и внешние факторы являются раздражителем. Тогда это могло бы служить хоть каким-то объяснением к смыслу написания книги. Но такое объяснение больше похоже на способ оправдать автора, чем рассмотреть суть произведения. Ведь Франсуа как персонаж выглядит частичным приспособленцем, не способным на решительные действия как в отношениях, так и в рамках свой жизни. Он плывет по течению и частично стонет от своего одиночества. При этом он баловень судьбы, так как та будет до последнего дарить Франсуа новые и новые легкие пути для самоудовлетворения. 

Пустота романа Уэльбэка проявляется в неспособности внести или раскрывать ценности, вокруг которых идет повествование. Оставьте только по одной теме в книге и проявится, насколько несвязные они оказываются. Любовные похождения - фактически воспоминания по давно забытым приключения; вопросы профессионального роста - лишь воспоминания о годах потраченных на обучение; вопросы религии и ислама -лишь степень скорости приспосабливаемости для личной выгоды. Тем самым в романе Уэльбэка за пустотой остается лишь пару интересных мыслей и неплохой слог. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий