среда, 24 февраля 2021 г.

Книга "Гюнтер Грасс. Жестяной барабан" [1959]

Все начинается с того, как Оскар Мацерат записывает в тетрадь историю своей жизни, находясь в стенах психиатрического заведения. Структурно роман состоит из трех книг, тем самым писатель выделяет три этапа жизни Оскара. Действие произведения охватывает период с 1924 по 1953 годы. Первая книга повествует рождению и взрослению Оскара. Вторая книга включает период, совпадающий с годами войны. Третья книга выделяет послевоенный период.

Немецкие писатели требуют особого навыка в прочтении, так как присутствует огромное количество деталей. Гюнтер Грасс пошел дальше всех. Самое основное, что бросается сразу при чтении романа, это огромные тексты с перечислением событий и фактов, разделенные запятой, содержащие несколько смысловых нагрузок, которые при этом стараются взаимодействовать друг с другом, дополняя, корректируя, внося правки и уточнения, иногда выходя за пределы общей логики, умудряясь содержать глаголы и существительные, чаще существительные, и достаточное количество исторических правок, которые в последующем будут ещё неоднократно повторяться. Именно такой стиль, как предложение выше будет на протяжении всей книги.

Иногда целую страницу может занимать всего три таких предложения. Пока доходишь к концу, очень часто забываешь, с чего все начиналось. А ведь нам ещё нужно понять смысл написанного и правильно расставить приоритеты. Конечно, отчасти такой способ вызван тем, что по сюжету Оскар, ударившись головой в три года, теряет часть рассудка, перестает расти и становится непонятным для окружающих. Он смотрит на мир через особую призму, выстраивает описываемые события вокруг своей персоны и фактически путает причинно-следственные связи. Поэтому к сложному стилю добавляется такая же сложная история к пониманию. При этом Оскар оказывается активным участников событий обозначенного временного периода.

К примеру, если взять творчество Даниила Хармса, то в нем за абсурдностью, модернизмом и явной бессмысленностью при внимательном прочтении скрывается смысл. Потому что в любом случае в тексте сохраняется структура, которая при наличье правильного "ключика" раскрывается в осмысленное произведение. Творение Гюнтера Грасса наоборот, временами нагромождая текст ненужными и малосвязанными деталями, формирует вовсе не игру с читателем в поиск ответов, а лишь обнажает дефектность и болезнь Оскара. Тем самым Гюнтер Грасс сознательно создает особую атмосферу безысходности. В то же время в некоторых главах Гюнтер Грасс пробует поэкспериментировать со стилем. Ярким примером является глава "Вера, надежда, любовь" стиль которой почти полностью повторяет цикличное стихотворение "Дом, которые построил Джек". Глава сразу начинает играть множеством красок и обнажает безжалостность описанных событий с особой суровостью. Но таких выразительных экспериментов в романе оказывается не много.

В третьей книге, ввиду изменения сюжетной линии Гюнтер Грасс начинает говорить более человечным и понятным языком. Жизненный путь Оскара терпит особую трансформацию. Теперь перед Оскаром возникают другие проблемы, поэтому повествование обретает намного более структурированную формулу, чем раньше. Хотя все таки иногда Гюнтер Грасс вновь возвращается к сложным и длинным предложениям, что лишь указывает насколько такой стиль изложения близок Гюнтеру Грассу.

Подробное внимание с моей стороны к стилю Гюнтера Грасса вызвано тем, что именно борьба в осмыслении текста писателя занимает все время чтения. К тому же Гюнтер Грасс сознательно вызывает особое отвращение ко многим событиям и действиям в романе, как нахождение рядом с человеком, от которого плохо пахнет, у которого постоянно текут слюни и который лезет к тебе обниматься. При этом в романе показывается, что физические ограничения Оскара и его взгляд на мир обнажает то, что люди без особенностей могут выступать намного более отталкивающими, чем сам Оскар. Многие обычные люди, держась за свои устои и правила, оказывались в сложных ситуациях и не смогли пережить войну. Физиология Оскара, видящего мир по-другому, как и его ношение к миру позволило Оскару пережить холод, голод и смерть.

Чтение романа, ввиду его стилистики напоминает марш-бросок во время дождя под окопами, через натянутую сетку и стрельбой пулеметов над головами. После такого испытания, созданного Гюнтером Грассом чтение других развлекательных книг уже представляется легкой прогулкой в теплый весенний вечер. Нам же остается задать себе вопрос - стоит ли потраченное на чтение время тем усилиям, которые позволяют понять и ощутить, что жить Оскару проще и счастливее в своем особом мире?


Комментариев нет:

Отправить комментарий