среда, 3 февраля 2021 г.

Книга "Генрих Бёлль. Глазами клоуна" [1963]

Перед нами роман, который представляет из себя чистокровную исповедь от лица клоуна Ганса Шнира. От Ганса уходит его возлюбленная Мари. На фоне этого он опускается в беспробудное пьянство, позволяя себе проваливать выступления на сцене и терять аудиторию. Наступает момент, когда импресарио Ганса, сообщает, что лучше взять перерыв на полгода, так как платить за выступления никто не хочет. Ганс остается всего с одним шиллингом в кармане и осознав свое бедственное положение, он пробует занять денег у своего окружения. Именно в таком состоянии перед нами писатель Генрих Бёлль оставляет Ганса и предлагает понаблюдать за его жизнью в течении одного дня.

Нужно отметить, что особый стиль Генриха Бёлля позволяет очень четко и живо передать происходящее с Гансом и его восприятие действительности. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что совершенно отчетливо можешь увидеть себя сидящего рядом с главным героем и вести диалоги вместе с ним. Только на самом деле для писателя, как и для Ганса, это не общение. Основная задача вывернуться наизнанку и открыть свою душу. В особой игровой форме Ганс ведет диалог с разными людьми, попутно вспоминая, какую они роль исполнили в его жизни. Через эти воспоминания Ганс пробует договориться с собой и даже найти что-то хорошее в самых неприятных людях вокруг него. Только чем больше Ганс вспоминает, тем отчетливее ясно, что в его задачу не входит желание изменить себя. Намерение Ганса высказать свою боль, говорить об этом и возможно в какой-то момент кто-то заменит эту "заезженную пластинку".

Ганс совершенно не тот персонаж, за которым хочется наблюдать и сопереживать. Он с легкостью вспомнит все те, ошибки которые совершили окружающие, только остается по отношению к себе непоколебим. Основные эмоции, с которыми Ганс ведет диалог - это злость, ярость и раздражение. Со страницы на страницу писатель Бёлль будет продолжать говорить от лица Ганса, добавляя в диалог одну из перечисленных эмоций. Только если сам себе Ганс ещё может соврать, то читателя обмануть чуть сложнее. Поэтому когда Ганс, скрывая свое легкое пренебрежение, звонит не самому приятному человеку, только потому, что Гансу нужны деньги и он готов поиграть в игру смирения - в тот момент смотришь на Ганса с большой долей сочувствия, так как помочь этому потерянному человеку совершенно не возникает желание. Ганс будет повторять такую игру снова и снова.

Вдобавок Ганс тот человек, который лишен возможности получить мнение более опытного и старшего товарища. Даже друзей у Ганса нет - лишь товарищи или сочувствующие. Гансу уже 28 лет. Контакта с родителями нет, так как они всегда были отстраненные. Заработок Ганса был переменным. Его бывшая девушка Мари никогда не работала, поэтому их семья совершенно не умеет планировать и тратить заработанное. К тому же Мари позволяет себе совершать благотворительность направо и налево. Отношения между Мари и Гансом больше напоминают обыденность, чем настоящие чувства. Ведь Ганс был первым мужчиной Мари и она просто шла за ним следом повинуясь зову, до момента, когда сама поняла тщетность отношений. Ганс же постоянно твердил, что она единственная в его жизни и в то же время даже не взял ее в жены, так как любая формальность была для него обременительна.

Ганс за свои годы не совершил ни одного ответственного поступка. Пусть даже неудачного, но хотя бы обозначающего его черты как мужчины. Поэтому оказавшись "выросшим" ребенком, у которого нет близких людей, способных и желающих помочь Гансу, читатель осознает всю тщетность дальнейших наблюдений. Все прочитанное указывает на то, что возможно писатель Генрих Бёлль оказался в такой же ситуации и единственное что ему остается, посредством персонажа Ганса попробовать исповедоваться - выплеснуть эмоции через книгу в надежде, что тем самым станет легче. Только теперь от этой пустоты читателю остается лишь разводить руками.



Комментариев нет:

Отправить комментарий